— Начнем с вопроса лобового, а то времени мало. Как сочинить удачную шутку?
ГАРИК ХАРЛАМОВ: Тот, кто мог бы объяснить, как сочинить хорошую шутку, наверное, получил бы
Нобелевскую премию. Если в тебе изначально не заложено чувство юмора, как ни пытайся, ни старайся и ни тужься — шутить не научишься. Плохому певцу лекция по вокалу не поможет! Короче говоря, если и существует формула написания настоящей смешной шутки, то ее составляющими должны быть чувство юмора и опыт. Сейчас я уже математически понимаю, что должно быть смешно.
ВАДИМ ГАЛЫГИН: Вычислить шутку несложно. Есть тысячи сценариев и формул, которые мы не только держим в голове, но и постоянно отрабатываем. Потому что главное — идея, а подать ее можно под разными соусами. Нет ничего несмешного, если в этом есть сама идея шутки, зерно.
ПАВЕЛ ВОЛЯ: Кстати, специалисты из Международного института юмора провели опрос и установили, что самые смешные для человека темы это: смерть, сексуальные извращения, тюрьма, болезнь, физические недостатки и несчастные случаи. Большинство смешных шуток в мире именно об этом. То есть история про слепо-
глухонемого карлика-дебила, который, сидя в тюрьме, занимается извращенным сексом, в результате чего умирает, должна быть смешной для всех вообще!
Г.Х.: Любая бытовуха, все, что так или иначе связано с нашей повседневной жизнью, на самом деле очень смешно! Комедия положений действует почти безотказно. По этой формуле написано пять миллиардов шуток и напишется еще столько же. Пример: «Иван Васильевич меняет профессию».
В.Г.: С другой стороны, срабатывать должна и интуиция. Ты должен чувствовать, что понравится зрителю. Иногда ему слово «жопа» смешно, а иногда — нет. Поэтому очень часто получается так: репетировал одно, а вышел на сцену, увидел зал, всех этих абсолютно конкретных людей, и стал читать что-то совершенно другое.
Г.Х.: Огромное количество шуток придумывается на ходу, на сцене. Потому что мозг уже работает автоматически: что бы сейчас такого ляпнуть, чтобы было весело.
П.В.: Это вопрос быстрого реагирования. Вопрос того, насколько хорошо ты чувствуешь, о чем идет разговор, насколько оперативно можешь его подержать и превратить в шутку. Сиюминутный юмор — мой самый любимый! 30% того, что я говорю, рождается прямо на сцене. И именно эти шутки зритель увидит, оценит и запомнит лучше всего. Но для того, чтобы так шутить, нужен опыт.
— Где ж его взять?
В.Г.: Я юмором занимаюсь, можно сказать, с детства. Меня родители часто оставляли дома одного. Точнее, наедине с книгами, пластинками и музыкальными
инструментами. А когда они возвращались, я вставал на табуретку и начинал всех веселить: растягивать гармошку, что-то петь. Всем было весело. Потом была армия, что само по себе уже смешно. Потом — КВН, ну и так далее.
Г.Х.: А когда я был маленьким, папа у меня спросил, кем я хочу стать. Я ответил: либо милиционером, либо клоуном. Папа сказал, что лучше уж клоуном. Вот, наверное, так и получилось. Но если говорить про опыт, он стал накапливаться в институте. Там у нас была проблема с КВН. Пришлось собирать команду, придумывать шутки и становиться чемпионами вуза. При этом тексты нам никто никогда не писал, а играть было надо. Деваться было некуда: когда декан ждет, что ваш факультет выиграет в КВН, а он почему-то не выигрывает, сдать сессию бывает очень сложно. КВН — прекрасная школа. И то, что в Comedy Club приходят люди из КВН, — вопрос именно опыта. Это та же ситуация, что и с поступлением в вуз: берут в основном тех, кто прошел довузовскую подготовку.
П.В.: Но в КВН все совершенно по-другому! Сейчас мы сами себе хозяева, а кавээнщикам такого никогда не позволят. Ведь там система, игра. Там есть какое-то долбаное жюри! Вы понимаете, насколько это вообще неправильно, что какой-то человек может сидеть и оценивать юмор?! «Нельзя шутить над звездами — люди обижаются!», «Плохо, когда ты в лицо гею сказал, что он гей, — человек страдает!» Я это просто ненавижу! Меня устраивает американская система юмора: каждый шутит на ту тему, на которую хочет. И Comedy Сlub построен по такому принципу: если кому-то твоя шутка не нравится, тебе могут ответить, в тебя могут чем угодно кинуть, а если что, то и дать в рожу.
— И что, давали?
П.В.: Пока нет. Но принципиально это возможно. Это лишь вопрос физической силы, которая наступает после всех остальных слабостей. Человек, который дал тебе в рожу из-за шутки, — заведомо тебе проиграл. Он уже на коленях. И это его последний шанс на глупый гол престижа: все, вы доказали, что я тупоголовое быдло, поэтому я, как настоящее быдло, сейчас встану и ударю!
— По какому принципу происходит набор в ряды резидентов Comedy?
П.В.: Нет такого набора. Есть открытые двери. Надо только войти и показать свой юмор. Все посмеются, а ты заберешь свои деньги. Именно так обстоит ситуация. Движение Comedy развивается очень активно. Постоянно открываются филиалы в городах России. А новые ребята — из региональных команд — приносят такой юмор, о котором мы даже не думаем! Ведь мы с каждым годом узнаем это дело все лучше, встаем на накатанные рельсы: диалоги, монологи, миниатюры… У новых ребят этих шор пока нет. Они придумывают свои, абсолютно новые жанры. Научить такому, как учат обезьяну складывать кубики, нельзя.
В.Г.: А я думаю, что учиться шутить не только можно, но и нужно! Шутка — такое же занятие, как и музыка. Человек не может с ходу сыграть Баха на пианино. Он начинает с малого, с простого. Потом познает тонкости, копирует мастеров, а потом начинает творить сам. С юмором такая же штука. Можно начать с простого, с анекдотов: полюбить их, насытиться ими, знать их много, уметь их рассказывать...
Г.Х.: С другой стороны, у многих команд КВН есть такая проблема: у себя в городе они жгут нереально, а стоит выйти на более широкую аудиторию — их шутки совершенно перестают смотреться. Дело в том, что внутренний, местечковый юмор всегда будет понятен только узкой аудитории. Быть шутником в компании из пяти человек — это одно, а то, чем занимаемся мы, — это уже профессия.
_________________ Всю свою жизнь я проплавала в унитазе стилем баттерфляй!
(c) Ф.Раневская
|